Брюс Павитт
Брюс Павитт (Bruce S. Pavitt, родился 7 марта 1959 года в Чикаго, Иллинойс) — американский музыкальный историк, критик, предприниматель, диджей и писатель, наиболее известный как сооснователь легендарного независимого лейбла Sub Pop, который сыграл ключевую роль в популяризации гранж-движения и вывел на мировую сцену такие группы, как Nirvana, Soundgarden и Mudhoney. Его вклад в развитие альтернативной музыки 1980-х и 1990-х годов сделал его культовой фигурой в истории независимого рока.
Ранние годы и формирование музыкального вкуса
Брюс Павитт родился в Чикаго и был вторым из шести детей Роберта и Рут Павитт. В подростковом возрасте он учился в школе Rich East High School в Парк-Форесте, Иллинойс, где познакомился с Кимом Тайилом (Kim Thayil), будущим гитаристом группы Soundgarden. Уже тогда Павитт проявлял интерес к независимой музыке, что позже стало его карьеру.
В 1979 году, по совету матери, которая знала о его увлечении музыкой, Павитт переехал в Олимпию, штат Вашингтон, чтобы продолжить образование в The Evergreen State College. Этот колледж был известен своей прогрессивной образовательной моделью и активной музыкальной сценой. В Олимпии Павитт погрузился в местную культуру, связанную с независимой музыкой, и начал работать на местной радиостанции KAOS-FM, где вел передачу под названием Subterranean Pop. Это шоу стало отправной точкой для его будущих проектов, так как он сосредоточился на продвижении панк-, нью-вейв- и экспериментальной музыки, выпускаемой независимыми лейблами.
Subterranean Pop: фanzine и кассетные компиляции
В 1980 году Павитт основал фэнзин Subterranean Pop, который стал первым изданием, посвященным исключительно американским независимым рок-группам из регионов Среднего Запада и Северо-Запада. В первом выпуске он сформулировал свою философию, которая легла в основу всей его дальнейшей деятельности: «Нам нужны разнообразные, регионализированные, локализованные подходы ко всем формам искусства, музыки и политики… Самая интенсивная музыка, самые оригинальные идеи рождаются в сценах, о существовании которых вы даже не подозреваете. Завтрашний поп создается сегодня на маленьких децентрализованных лейблах, которые готовы рисковать, а не зарабатывать деньги» (*Subterranean Pop* #1, 1980).
Фэнзин отличался от других панк- и нью-вейв-изданий того времени тем, что исключал группы, подписанные на крупные лейблы, такие как The Clash или Blondie, сосредоточившись на андеграундных артистах. Сотрудничество с Кэлвином Джонсоном (Calvin Johnson) из K Records, начавшееся со второго выпуска, укрепило репутацию издания как важного ресурса для независимой музыки.
Павитт выпустил девять выпусков *Subterranean Pop* (шесть журналов и три кассетные компиляции), включая кассеты под номерами 5, 7 и 9, с треками таких групп, как Jad Fair, The Bonemen of Barumba и The Oil Tasters. Обложки кассет оформляли известные иллюстраторы, такие как Чарльз Бёрнс (Charles Burns) и Питер Багге (Peter Bagge). Для дистрибуции первого выпуска Павитт предпринял смелый шаг, отправив 500 копий в Systematic, один из крупнейших независимых дистрибьюторов того времени. Благодаря яркой упаковке и поддержке менеджера Джо Кардуччи (Joe Carducci), весь тираж был распродан, что принесло Павитту первый финансовый успех. В 1982 году Павитт окончил Evergreen State College, получив степень бакалавра искусств. Его работа над *Subterranean Pop* была зачтена как часть учебной программы, что подчеркивает уникальность образовательной системы колледжа.
Переезд в Сиэтл и развитие Sub Pop
В 1983 году Павитт переехал в Сиэтл, где начал управлять магазином Bomb Shelter, торгующим независимыми пластинками и скейтбордами. Среди его клиентов были будущие звезды гранжа, такие как Дафф МакКаган (Duff McKagan), Марк Арм (Mark Arm) и фотограф Чарльз Петерсон (Charles Peterson). Когда Bomb Shelter закрылся, Павитт вместе с коллегой Рассом Батталья (Russ Battaglia) открыл новый магазин Fallout Records and Skateboards, который стал центром местной панк- и альтернативной сцены.
Параллельно Павитт вел колонку Sub Pop USA в местной музыкальной газете The Rocket, где освещал андеграундные группы со всей страны, включая Beastie Boys, Metallica и Run-D.M.C.. Он также вел радиошоу на станции KCMU (ныне KEXP), продолжая продвигать независимую музыку.
В 1986 году Павитт выпустил первый виниловый релиз под лейблом Sub Pop (название было сокращено, убрав «-terranean») — компиляцию *Sub Pop 100*, включавшую треки Sonic Youth, Naked Raygun, Wipers и японской группы Shonen Knife. Этот релиз, по воспоминаниям Павитта, был настолько успешным, что он продал 5000 копий, работая в Muzak Corporation, и на вырученные деньги отправился в двухнедельное путешествие в Амстердам. Успех *Sub Pop 100* укрепил его уверенность в потенциале лейбла.
Основание Sub Pop Records и гранж-движение
В 1986 году Павитт познакомился с Джонатаном Понеманом (Jonathan Poneman) во время интервью на KCMU, где они обсуждали *Sub Pop 100*. Их объединила страсть к панк-року, и по предложению Кима Тайила из Soundgarden они решили объединить усилия для создания полноценного лейбла. В 1987 году Sub Pop выпустил EP *Dry As a Bone* группы Green River, который был продвинут как «ультрасвободный гранж, разрушивший мораль целого поколения». За ним последовали сингл Soundgarden *Hunted Down/Nothing to Say* и их дебютный EP *Screaming Life*.
1 апреля 1988 года Павитт и Понеман официально основали Sub Pop Records, уволившись с работы и вложив $43,000 в развитие лейбла. Однако, по словам Павитта, эти деньги были потрачены за месяц, что едва не привело к банкротству. В том же году Sub Pop выпустил дебютный сингл Mudhoney *Touch Me I’m Sick* ограниченным тиражом в 800 копий, что создало ажиотаж и стало моделью для других независимых лейблов.
Sub Pop сознательно выстраивал бренд, ориентированный на «сиэтлский звук», который был усилен работой продюсера Джека Эндино (Jack Endino) и фотографа Чарльза Петерсона. Эндино записал около 75 релизов для Sub Pop в 1987–1989 годах, используя экономичные методы, которые придали записям характерное сырое звучание. В марте 1989 года Павитт и Понеман пригласили журналиста *Melody Maker* Эверетта Тру (Everett True) в Сиэтл, чтобы написать статью о местной сцене. Статья под названием «Seattle: Rock City» вызвала восторг британской прессы, что, по словам Павитта, соответствовало их стратегии представить гранж как «неуправляемый, первобытный американский рок».)
Ключевым моментом стало подписание Nirvana в 1988 году. Их дебютный альбом *Bleach* (1989) стал самым продаваемым релизом Sub Pop с тиражом 1,6 миллиона копий. Павитт также сыграл важную роль в создании нарратива о сиэтлской сцене, который захватил воображение мировой аудитории.
Уход из Sub Pop и последующие проекты
В 1995 году Sub Pop продал 49% акций Warner Music Group, что вызвало финансовую стабильность, но также привело к бюрократизации лейбла. В 1996 году Павитт покинул Sub Pop из-за разногласий с Понеманом и желания сосредоточиться на семье. Он переехал на Оркас-Айленд, штат Вашингтон, где воспитывал детей и позже женился повторно.
В начале 2000-х Павитт вернулся к Sub Pop в качестве консультанта. Он также написал две книги:[
- Sub Pop USA: The Subterranean Pop Music Anthology, 1980–1988 (2014, Bazillion Points) — сборник его фэнзинов и колонок, документирующий андеграунд 1980-х.
- Experiencing Nirvana: Grunge in Europe, 1989 (2013, Bazillion Points) — фотоальбом и дневник, описывающий тур Nirvana и TAD по Европе, запечатлевший поворотный момент в карьере Nirvana.
В 2015 году Павитт стал сооснователем стартапа 8Stem, платформы для ремиксов, которая позволяет пользователям разделять треки на отдельные каналы (вокал, гитары и т.д.) и создавать собственные версии песен. Он назвал этот проект «революцией в музыкальной индустрии». Павитт также выступает как спикер на музыкальных конференциях, консультирует артистов и продолжает работать диджеем, сохраняя связь с музыкальной культурой.
Наследие и влияние
Брюс Павитт считается одним из основателей гранж-движения и человеком, который вывел сиэтлскую сцену на глобальный уровень. Его философия поддержки локальных сцен и независимых артистов оказала влияние на развитие инди-культуры. Sub Pop под его руководством стал эталоном независимого лейбла, создав модель брендинга, основанную на региональной идентичности, визуальной эстетике и музыкальной аутентичности.
Критики высоко оценивают его музыкальную интуицию и стиль письма. Например, автор статьи на elienis.com называет Павитта одним из лучших музыкальных критиков своего времени за его умение вдохновлять читателей открывать новые жанры и сцены. Его книги служат важным историческим документом, а Sub Pop продолжает оставаться его идеями, поддерживая «Loser Scholarship» для студентов, увековечив философию «лузеров» как символа свободы самовыражения.
Личная жизнь
Брюс Павитт живёт на острове Орка, штат Вашингтон, с 1996 года. Он воспитал детей, вступил в повторный брак и приобрёл падчерицу. Он остаётся активным участником музыкальной культуры, выступая как диджей и спикер.